» Распространенные преграды на пути помощи детям с аутизмом и их семьям. Взгляд практикующего врача
Контакты

Plugin created by StressFree Sites

facebook twitter instagram vk odnoklassniki
Облако меток

Распространенные преграды на пути помощи детям с аутизмом и их семьям. Взгляд практикующего врача

Распространенные преграды на пути помощи детям с аутизмом и их семьям. Взгляд практикующего врача Presentation Transcript

  • 1. Распространенные преграды на пути помощи детям с аутизмом и их семьям Взгляд практикующего врача Врач-психиатр детский Осин Елисей Константинович
  • 2. Как оказывается помощь в медицинской парадигме? • Увеличение внимания к проблеме – Информирование о симптомах и причинах – Создание мест, куда можно обратится • Постановка правильного диагноза – Использование современных и правильных критериев – Дифференциальный диагноз с другими заболеваниями • Выбор наилучшего лечения – Использование научно обоснованных подходов к терапии • Наблюдение в процессе терапии, изменение подходов в зависимостей от изменения пациента – Наблюдение за пациентом – Отслеживание изменений – Обучение пациентов
  • 3. Характеристики расстройств аутистического спектра • Расстройство развития с первыми проявлениями в возрасте до 3-х лет (с разным типом начала – постепенное проявление симптомов, плато в развитии или регресс) • Диагноз ставится на основании специфического для аутизма поведения (нет анализов или инструментальных методов исследования для подтверждения диагноза) • Симптомы подробно перечислены в классификациях МКБ-10 и DSM-V • Расстройство характеризуется нарушениями разной степени выраженности в областях: – Социального взаимодействия – Коммуникации – Ограниченность, стереотипность поведения, интересов и деятельности • Наиболее эффективными являются психолого-педагогические методы коррекции – специальное обучение (метод с наибольшими доказательствами эффективности – прикладной поведенческий анализ) • Лекарства имеют второстепенное значение в помощи людям с аутизмом – лечение сопутствующих нарушений
  • 4. Случай 1: Миша • Мальчик, 6 лет, без каких-либо очевидных соматических или неврологических нарушений • В анамнезе – история регресса в развитии (потеря навыков коммуникации в возрасте 18 мес.), затем отсутствие развития речи, проблемное поведение (сильные истерики, выраженная избирательность в пище), отгороженность и автономность в поведении, стереотипные игры • При осмотре в возрасте 6 лет – поведение соответствует критериям МКБ-10 для диагностики расстройства аутистического спектра «Детский аутизм»: – Нарушения в области социального взаимодействия (нарушения в общении с детьми, неумение изменять поведение в соответствии с социальной ситуацией, неумение поддерживать общее внимание и общую деятельность с взрослыми) – Нарушения в области коммуникации (ограниченный словарный запас, эхолалии, неумение поддерживать диалог) – Стереотипное поведение (повторяющиеся движения руками, повторяющиеся игры) • Согласно сведениям полученным от родителей и анализам домашнего видео – симптомы аутизма прослеживаются с 14 месяцев, беспокойство родителей возникает с 18 мес., все симптомы, необходимые для постановки диагноза наблюдаются с 18 мес.
  • 5. • Диагноз не поставлен до возраста 6 лет • Многочисленные специалисты до этого ставили множество диагнозов (но не правильный): – 2 года — задержка развития речи (не учтены выраженные особенности социального поведения); – 2,5 года – минимальная мозговая дисфункция (устаревший диагноз, не учтены выраженные особенности социального поведения, коммуникации, игровой деятельности); – 4 года – умственная отсталость (не учтены особенности социального поведения, проигнорированы мощное визуальное восприятие и память); – 4 года 2 мес. – резидуальная энцефалопатия с гиперактивностью (абстрактный диагноз, не объясняющий поведения и не дающий механизмов преодоления проблемы); – 5 лет 3 мес. – шизофрения, детский тип (не соответствует критериям МКБ-10 для шизофрении, проигнорирована эволютивная динамика с возрастом) – 5 лет 3 мес. – нарушения детско-родительских отношений диагностированные на основании того, что у матери с 20 мес. жизни мальчика диагностирована депрессия (депрессия диагностирована после появления нарушений у мальчика, поведение мальчика не соответствует тому, которое возникает вследствие нарушений взаимодействия с родителями)
  • 6. Случай 1: Миша • Около 250 тысяч рублей потрачено на консультации, инструментальные обследования, повторные инструментальные обследования (например, проведено 3 МРТ) по назначениям специалистов • Диагноз заподозрен самостоятельно родителями в возрасте 5 лет 8 мес. на основании информации, полученной из различных источников (в том числе на основании изучения критериев МКБ-10 для аутизма) • Диагноз подтвержден в возрасте 6 лет с использование критериев диагностики и шкал для оценки симптомов аутизма • Начало соответствующей диагнозу терапии в 6 лет
  • 7. Случай 2: Соня • Девочка 4 лет, без каких-либо очевидных соматических или неврологических нарушений • Родители Сони беспокоятся из-за развития девочки с возраста 1 года 3 мес. – Соня отличается в развития от своей сестры- двойняшки • 1 год 4 мес.: у Сони не развивается речь, она не умеет повторять за родителями и сестрой, она не общается с другими детьми кроме сестры, у Сони не развиваются жесты для коммуникации, Соня не реагирует на обращения по имени и речь – родители подозревают наличие аутизма с возраста 1 года 4 мес. (у дальних родственников растет сын с аутизмом) • При осмотре в возрасте 4 лет – поведение соответствует критериям МКБ-10 для диагностики расстройства аутистического спектра «Детский аутизм»: – Нарушения в области социального взаимодействия (нарушения в общении с детьми, неумение поддерживать общее внимание и общую деятельность с взрослыми, повышенная отвлекаемость) – Нарушения в области коммуникации (не использует слов и жестов для коммуникации, использует руку других людей для обозначения своих желаний) – Стереотипное поведение (повторяющиеся игры, отсроченные эхолалии – цитирование любимых мультиков)
  • 8. Случай 2: Соня • НО! Соня любит проводить время с родителями и сестрой, она ласковая, любит когда ее катают на руках, качают на руках. • Первая консультация в возрасте 1 года 4 мес.: «она же маленькая, не торопитесь, все развиваются своим чередом» (но у девочки не развиваются никакие навыки рецептивной и экспрессивной коммуникации так, как они развиваются у детей с 10-12 мес.) • Вторая консультация в возраста 1 года 10 мес. мес.: «какой аутизм, она же смотрит в глаза!» (девочка при этом не поддерживает совместной деятельности, не привлекает взрослых к своей деяетльности) • Третья консультация в возрасте 2 лет 8 мес.: «она же у вас такая ласковая, просто на фоне сестры она не получает внимания, это не аутизм» (девочка действительно ласковая, нежная, но не развиваются навыки социального взаимодействия и коммуникации, девочка в целом сильно отстает)
  • 9. Случай 2: Соня • Диагноз поставлен в возрасте 4-х лет. Родители: «нам пришлось доказывать, что у девочки аутизм» • Терапия аутизма начата в возрасте 4 лет 3 мес. • Первые слова, обращенные к другим людям, немедленно после начала систематического обучения навыкам коммуникации (внедрением системы альтернативой коммуникации PECS) • Дальнейшие систематические занятия приводят к постоянным приобретениям в развитии • Соня сохраняет симптомы аутизма, однако, приобретает сложные навыки социального и коммуникативного поведения
  • 10. Случай 3: Алеша • Мальчик, 8 лет • Родители беспокоятся из-за развития мальчика с 24 месяцев жизни – нет развития речи, мальчик мало реагирует на обращения по имени, своеобразные игры, выраженное проблемное поведение • При первой же консультации в возрасте 2 лет 2 мес. выставлен правильный диагноз «расстройство аутистического спектра», однако, рекомендации специалиста довольно общие: «у ребенка аутизм, надо лечиться». • С самого начала интенсивные лечебные мероприятия: – Систематические курсы ноотропов с постоянным увеличением дозировок и сменой препаратов, – Поездки на курсы реабилитации в другие города России, поездка для диагностики неврологических нарушений в Германию – Курсы дельфинотерапии – Занятия арт-терапией – Курсы нейролептиков (с целью «подсобрать», «толкнуть речь» и т.п.) – Две госпитализации в психиатрическую больницу • Ни один из перечисленных методов не имеет достаточной доказательной базы для того, чтобы выбирать его как основной метод терапии
  • 11. Случай 3: Алеша • При осмотре в возрасте 8 лет – поведение соответствует критериям МКБ-10 для диагностики расстройства аутистического спектра «Детский аутизм»: – Нарушения в области социального взаимодействия (нарушения в общении с детьми, неумение изменять поведение в соответствии с социальной ситуацией, неумение поддерживать общее внимание и общую деятельность с взрослыми, автономность поведение, не использует позу и зрительный контакт для обозначения желаний) – Нарушения в области коммуникации (отсутствие речи, отсутствие жестов, много проблемного поведения в качестве коммуникации) – Стереотипное поведение (повторяющиеся движения туловищем, вокализации, аутостимуляции) • При оценке уровня развития адаптивных навыков в 8 лет: – Навыки рецептивной коммуникации – 14 мес. – Навыки экспрессивной коммуникации – 12 мес. – Персональные бытовые навыки – 20 мес. (навыки туалета сформированы частично) – Домашние бытовые навыки – 18 мес. • Высокая выраженность проблемного поведения – раздражительность, агрессия, самоагрессия • Несамостоятельность в быту, зависимость от родителей, высокий уровень стресса у родителей
  • 12. Случай 3: Алеша • Начало систематических занятий в возрасте 8 лет: – обучение навыкам коммуникации – жесты – обучение навыкам имитации – систематическое использование положительного подкрепления (поощрения) для увеличения внимания и увеличения сотрудничества на занятиях и в быту – систематическое игнорирование нежелательного поведения с поощрением правильного поведения – туалетный тренинг – обучение родителей • Заметные улучшения в течение первых месяцев занятий, родители на повторной встрече: «за три месяца мы добились больше, чем за шесть лет».
  • 13. Преграды на пути помощи • Малая осведомленность специалистов о диагнозе, часто расстройства аутистического спектра диагностируются в последнюю очередь, являются последним в череде диагнозов, который ставит врач • Врачи и другие специалисты не используют современные критерии диагностики, а порой выдумывают свои или пользуются устаревшими диагнозами • Специалисты не знают разнообразия проявлений расстройств аутистического спектра и часто пользуются мифами при диагностике («он же смотрит в глаза!», «он такой теплый») • Врачи и другие специалисты не рекомендуют эффективных методов помощи, часто наоборот рекомендуют подождать или прибегнуть к неэффективным или вспомогательным методам коррекции • Никто ничего не объясняет родителям, часто основным источником информации становится интернет
  • 14. А что если? • Специалисты знакомы с ранними проявлениями аутизма • Специалисты используют современные критерии для диагностики • Специалисты рекомендуют эффективные методы коррекции • Специалисты знают маршруты для детей с аутизмом и знают куда направить в городе
  • 15. А что если ? Миша, Соня, Алеша • Диагноз поставлен рано, в возрасте первых тревог родителей – 16-18-20 мес. • Терапия начата рано – максимальное влияние на развитие • Ресурсы родителей и системы помощи не теряются и не тратятся на лишние обследования • Родители и семья получают много поддержки – они могут советоваться со специалистами, общаются с родителями с похожим диагнозом • Родители и дети борясь с недугом и расстройством могут иметь надежду и веру в лучшее – специалисты на их стороне

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

© Lirta.ru Заказать сайт на WordPress в Иркутске

Работает на Wordpress

.